Древние индийцы и открытие Индокитайского полуострова

И. П. Магидович, В. И. Магидович  "Очерки по истории географических открытий"

 

В поисках экзотических товаров и драгоценных металлов купцы из государств в низовьях Ганга совершали дальние плавания вдоль берегов Бенгальского залива. Древнекитайские хроники сохранили краткое сообщение о том, что в VII в. до н. э. в китайский порт пришли купеческие корабли из далекой страны. Благодаря «набору» типично индийских товаров в ней нетрудно узнать одну из джанапад Индии, скорее всего Вангу. К сожалению, в многочисленных джанападах и даже в 16 махаджанападах («великих странах») Индии летописных традиций не существовало, поэтому древний период их истории письменными источниками не освещен. Факт посещения Китая древними индийцами (китайцы в это время не заходили южнее 17° с.ш.) позволяет считать представителей Индии первооткрывателями большей части побережья Юго-Восточной Азин до 17° с. ш.

Ход открытия индийцами огромного (около 2 млн. км2) юго-восточного выступа Азиатского материка, который получил название Суварнабхуми («Золотая земля»), а значительно позже стал именоваться полуостровом Индокитай, можно, с определенной долей вероятности, представить следующим образом. От устья Ганга, используя большие суда (в «Ригведе» упоминаются стовесельные корабли), они проследили северные и восточные берега Пурва Самудра («Восточного моря» — Бенгальского залива) на 1200 км, открыв изрезанное низменное Араканское побережье, где жили охотники и рыболовы племени монов, и, несомненно, видели хребет Ракхайн. У 16° с. ш. плоский берег круто повернул на восток — это была сильно заболоченная дельта р. Иравади. За заливом Калодака (Моутама) побережье вновь потянулось к югу. Суда двигались вдоль Салмали-двипы — северной части западного берега п-ова Малакка с многочисленными островами, между 13° и 9°30' с. ш. (архипелаг Мьей). Следуя в общем к югу, древние индийцы прошли Морем пролива (Шри-лохита, т. е. Малаккским проливом), обогнув самую южную оконечность Азии — мыс Пиай, и первые проникли в Южно-Китайское море, названное позже Ксирода («Океан молока»).

Дальнейший путь индийцев на север скорее всего пролегал вдоль восточного побережья полуострова Малакка до вершины Сиамского залива. Проследив его восточный берег, плоский и довольно изрезанный, они обнаружили болотистые равнины дельты р. Меконг, в те времена расположенной близ 11° с. ш., т. е. на 200—250 км севернее нынешнего положения. Страна эта, позже названная Сака-двипа (юг Таиланда и Кампучии), получила известность благодаря тиковым деревьям (сака) с прочной древесиной, использовавшимся для строительства судов. За дельтой Меконга берег, все более и более гористый (южная часть Аннамских гор), стал плавно поворачивать на север. Открыв более 6500 км побережья, мореплаватели достигли вод, уже известных древним китайцам.

Такие длительные плавания, видимо, предпринимались в течение некоторого периода времени. Но затем купцы и моряки убедились, что маршрут вокруг полуострова Малакка долог и опасен; не последнюю роль здесь играли пираты, господствовавшие над проливами. Пришлось искать более короткие и относительно безопасные пути. С помощью проводников-монов древние индийцы открыли и освоили несколько торговых трасс. Первая начиналась у 12° с. ш., в устье р. Танинтайи, по которой суда поднимались до 14° с. ш. Здесь нахо-дилась перевалочная база — товары грузились на повозки и через невысокий (до 1325 м) и узкий хр. Билау переправлялись к среднему течению правого притока р. Меклонг. По Меклонгу, впадающему в вершину Сиамского залива, вновь на судах товары доставлялись к морю. Вторая трасса пролегала через холмы и низкогорья перешейка Кра — самого узкого (40—75 км) участка полустрова Малакка — и сокращала путь на 1500 км. Третья и четвертая трассы проходили южнее, примерно у 8° и 6° с. ш.: использовались речки, впадающие в Андаманское море и Сиамский залив с короткими легкими волоками между ними. Освоение этих путей в IV—III вв. до н. э. позволило установить более или менее регулярную торговлю со странами Юго- Восточной Азии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: